Великие инвесторы: Питер Линч

Из 13 лет, которые Линч возглавлял этот фонд, Fidelity Magellan 11 раз обошел по доходности индекс S&P 500.

Питер Линч — один из величайших портфельных управляющих и наиболее известных инвесторов всех времен. Он получил всеобщее признание, будучи с 1977-го по 1990-й год управляющим взаимного фонда Fidelity Magellan. Когда Линч стал во главе этого фонда в 1977-м году, под управлением в фонде находилось всего 20 миллионов долларов. Отличные результаты работы Линча привлекали инвесторов в фонд с такой скоростью, что в 1983-м году активы фонда достигли 1 миллиарда долларов. Из 13 лет, которые Линч возглавлял этот фонд, Fidelity Magellan 11 раз обошел по доходности индекс S&P 500. И Линч достигал таких результатов даже после того, как Fidelity Magellan стал крупнейшим в стране фондом с активами в 13 миллиардов долларов. Огромный размер фонда был частью харизмы Линча. Никто не управлял таким большим фондом с таким огромным успехом.

Несмотря на свой явный талант портфельного менеджера, Линч никогда не уставал повторять, что рядовой инвестор всегда имеет преимущество перед экспертами Уолл-Стрит. Он говорил, что профессиональные инвесторы крайне редко считают акцию по-настоящему привлекательной до тех пор, пока целый ряд крупных институтов не подтвердят её приемлемость в качестве инвестиции, а не меньшее число уважаемых аналитиков на Уолл-Стрит включат эту бумагу в свои рекомендационные списки. Это «запаздывание Уолл-Стрит» предоставляет рядовому инвестору целый ряд преимуществ, поскольку они имеют все шансы найти многообещающие инвестиционные возможности задолго до профессиональных инвесторов. Линч утверждал, что «даже если вы будете лишь частично заняты этой проблемой, вы все равно сможете находить замечательные по будущей доходности акции прямо на своём рабочем месте или даже в универмаге по соседству, и делать это вы сможете задолго до того, как кто-либо на Уолл-Стрит обратит на эти бумаги своё внимание.» Таким образом, по мнению Линча, рядовой инвестор может обойти по результатам своей деятельности как экспертов, так и рынок вцелом, попросту извлекая инвестиционные идеи из своей повседневной жизни.

Основная книга Линча, «Пролетая над Уолл-Стрит», излагает его инвестиционную философию. Подход Линча к выбору акций имеет ряд ключевых моментов. Во-первых, инвестировать следует только в то, что вы понимаете. Во-вторых, следует проводить предварительный тщательный инвестиционный анализ. В-третьих, вам следует сосредоточить свое внимание на фундаментальных показателях деятельности компании, а не на перспективах рынка вцелом. И, наконец, инвестировать следует только на долгий срок и не обращать внимание на краткосрочные колебания рынка. Если придерживаться этих базовых принципов, то, согласно Линчу, вполне возможно «обыграть Уолл-Стрит».

Придерживайтесь того, что вы знаете

Краеугольным камнем инвестиционного подхода Линча является инвестирование в то, о чем вы знаете и в чем вы разбираетесь. Именно этот принцип инвестирования и сослужил главную службу для Питера Линча. Он инвестировал только в те отрасли, в которых он очень хорошо разбирался, как, например, в производство автомобилей. Именно это привело его к инвестициям в Chrysler в начале 80-х. Chrysler был истощен долгой конкурентной борьбой и находился на грани банкротства. Казалось, что автопроизводитель никогда уже не встанет на ноги. Линч сделал Chrysler одной из главных инвестиций в портфеле фонда Magellan после того, как увидел прототипы новой машины, называемой в лаборатории автопроизводителя «минивэн». Его ожидания вполне оправдались − минивэн дал начало новому классу машин, а цена акций Chrysler за время владения ими фондом Magellan утроилась.

После того как жена Линча возбужденно рассказала ему о замечательной идее компании Hanes Co. продавать колготки L’eggs в продуктовых магазинах, тот решил, что компания открыла для себя замечательный канал дистрибуции

Более того, Линч утверждал, что самые лучшие инвестиционные идеи вы найдете рядом со своим домом. «Инвестор-любитель сможет обнаружить завтрашних победителей всего лишь уделяя внимание новинкам на своем рабочем месте, в местном универмаге, в автосалоне, ресторане или в любом другом месте, где многообещающая компания дебютирует со своим продуктом или услугой.» К примеру, после того как жена Линча возбужденно рассказала ему о замечательной идее компании Hanes Co. продавать колготки L’eggs в продуктовых магазинах, тот решил, что компания открыла для себя замечательный канал дистрибуции. Его расчеты оправдались — акции компании выросли более, чем в шесть раз за тот период, пока они находились в портфеле фонда Magellan.

Главная идея Линча в том, что стоит лишь внимательно оглянуться вокруг и вы найдете в своем окружении завтрашних победителей.

Занимайтесь исследованиями и устанавливайте разумные ожидания

Обычно Линч ранжировал компании по размеру и затем помещал каждую из них в одну из шести категорий.

Второй ключевой принцип инвестиционной философии Линча состоит в том, что инвестору необходимо всегда проводить тщательный анализ предполагаемых к покупке компаний. Линч отмечал, что «инвестировать без должного исследования − все равно, что играть в покер, не заглядывая в карты». Он настоятельно рекомендовал внимательно читать все проспекты эмиссии, квартальные отчеты (Форма 10-Q) и годовые отчеты (Форма 10-К), которые публикует компания в соответствии с требованиями Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если какая-то необходимая информация отсутствовала в годовом отчете, Линч настоятельно рекомендовал обратиться за такой информацией к своему брокеру, в компанию-эмитент по телефону или лично, а в случае невозможности — просто поговорить с людьми и узнать их мнение (последний вариант также именовался как «попинать машину по колесам»). После завершения анализа компании вы будете в курсе особенностей её бизнеса и сможете более-менее обоснованно высказать свое мнение о его будущем потенциале.

Линч полагал, что после того, как вы провели исследование компании, крайне важной задачей является выработка некоторых реалистичных ожиданий относительно потенциала её акций. Обычно Линч ранжировал компании по размеру и затем помещал каждую из них в одну из шести категорий: медленнорастущие, крепыши, быстрорастущие, циклические, перевертыши и лакомые кусочки.

Медленнорастущие. Большие и старые компании, рост которых ожидается в размере, чуть превышающем рост валового внутреннего продукта страны, обычно платящие крупные и регулярные дивиденды. В такие компании Линч много не инвестировал, поскольку акции компании, которая не растёт быстро, не будут быстро увеличиваться в цене.

Крепыши. Большие компании, которые растут быстрее, чем компании из предыдущей категории, и их годовой рост может достигать 10-12%. Линч полагал, что крепыши предлагают для инвестора весьма существенную прибыль, если вы сможете купить их акции по дешевой цене, но доход больше, чем 30-50%, вы не получите.

Быстрорастущие. Маленькие, агрессивные, новые компании, которые растут на 20-25% в год. Эти компании не обязательно должны быть в быстрорастущих отраслях, и Линчу как раз нравилось, когда рост компании намного превосходит рост её отрасли. Линч полагал, что быстрорастущие компании являются главными победителями на фондовом рынке, но с ними сопряжен о значительный риск для инвестора.

Циклические. Компании, чьи продажи и прибыль растут и падают в периодической манере. Линч обращал внимание, что циклические компании находятся среди самых неправильно оцениваемых и зачастую принимаются неискушенными инвесторами за крепышей. Инвестирование в циклические компании требует обостренного чувства времени и способности определить начало цикла.

Перевертыши. Это компании, которые были в убытках и депрессии, зачастую на грани банкротства. Линч говорил, что такие компании без роста могут обесцениться в один момент, а потенциал их роста, как правило, ограничен общим ростом рынка.

Лакомые кусочки. Компании с ценными активами, которые упустили аналитики Уолл-Стрит. Несмотря на то, что Линч утверждал о наличии инвестиционных возможностей прямо рядом с вами, он также говорил о необходимости знания бизнеса компании и чертовой уйме терпения.

Узнайте фундаментальные показатели компании

Третьим главным принципом подхода Линча к выбору акций было фокусирование исключительно на фундаментальных показателях компании при игнорировании перспектив рынка вцелом. Линч не верил в предсказание рынков, но он полагал, что покупка великолепных компаний (особенно, если эти компании недооценены) — верный путь к хорошим результатам. Можно сказать, что Линч проповедовал подход «снизу вверх», при котором компании анализируются одна за другой, вместо того, чтобы изначально задаться вопросом более сложных макроэкономических прогнозов, что характерно для подхода «сверху вниз».

Линч не верил в предсказание рынков, но он полагал, что покупка великолепных компаний — верный путь к хорошим результатам.

Линч полагал, что инвесторы смогут отделить хорошие компании от посредственных путем анализа их фундаментальных показателей и их финансовой отчетности на предмет нахождения прибыльных фирм с прочными бизнес-моделями. Он предлагал обращать внимание на следующие весьма известные показатели:

Процент продаж. Если ваш интерес к компании проистекает от какого-то одного конкретного продукта, обязательно выясните, является ли выручка от продаж этого продукта значимой в масштабах компании. Если это не так, рассматривать инвестиции в такую компанию не имеет смысла.

Прибыль в ежегодном сравнении. Обращайте внимание на стабильность и постоянство ежегодного роста прибыли. В долгосрочной перспективе прибыли компании и курс акций будут двигаться в тандеме, поэтому необходимо искать компании, у которых прибыль движется в основном вверх.

Рост прибыли. Убедитесь, что рост прибыли компании отражает истинные перспективы развития бизнеса. Высокие темпы роста прибыли крайне редко бывают постоянными, а высокий рост прошлых периодов уже может быть заложен в текущую цену акций.

Коэффициент Р/Е (любимый коэффициент Линча). Можно думать об этом коэффициенте, как о количестве лет, за которые компания «отработает» вашу первоначальную инвестицию (при условии постоянной прибыли, разумеется). Помните о том, что медленнорастущие компании имеют низкий показатель Р/Е, в то время как быстрорастущие − высокий. Крайне полезно бывает взглянуть на связку коэффициента Р/Е и темпов роста прибыли (коэффициент PEG). В общем случае, коэффициент Р/Е, который составляет половину от темпов роста прибыли, весьма предпочтителен, в то время как коэффициент Р/Е, который эти темпы роста в два раза превышает − весьма негативен. Избегайте излишне высоких значений коэффициента Р/Е и помните, что коэффициенты Р/Е нельзя сравнивать между разными отраслями. Гораздо лучше сравнить текущий коэффициент Р/Е компании с её историческим средним значением, со средним значением по отрасли или со средним значением всего рынка. Это поможет понять, является ли акция дешевой, справедливо оцененной или цены на неё завышены.

Денежная позиция. Посмотрите на размер денежной позиции компании с её балансовом отчете. Достаточное количество денежных средств гарантирует финансовую стабильность компании и может представлять собой встроенный дисконт по отношению к текущей цене акций.

Долговой фактор. Проверьте, не имеет ли компания значительного долгосрочного долга на своём балансе. Если имеет, то это может быть большим недостатком как в годы успешного бизнеса (компания не сможет занимать дополнительный капитал для финансирования роста), так и в годы убытков (не сможет платить проценты по долгу).

Дивиденды. Если вы заинтересованы в компаниях, платящих дивиденды, то ищите такие, которые способны производить выплаты и в периоды рецензий, а также имеют хорошую дивидендную историю с устойчивым ростом выплат.

Балансовая стоимость. Помните, что балансовая стоимость зачастую имеет мало общего с реальной стоимостью компании, поскольку она зачастую недооценивает или переоценивает в значительной степени стоимость тех или иных активов.

Денежный поток. Всегда ищите компании, которые генерируют значительный свободных денежный поток, то есть деньги, которые остаются после всех капитальных затрат.

Товарные запасы. Убедитесь, что товарные запасы растут в одном темпе с продажами. Если запасы растут, а продажи топчутся на одном месте, это может быть очень сильным негативным сигналом. Обращать внимание на величину запасов особенно важно при анализе циклических компаний.

Пенсионные планы. Если у компании есть свой пенсионный план, убедитесь, что пенсионные активы превышают вмененные обязательства по выплатам.

Игнорируйте мнение господина Рынка

Последним ключевым принципом инвестиционной парадигмы Линча было требование инвестировать на долгий срок и игнорировать краткосрочные колебания рынка. Линч говорил, что: «Акции относительно предсказуемы на горизонте от десяти до двадцати лет. А вот в отношении прогноза того, будут ли они торговаться выше или ниже через два или три года, можно с таким же успехом подкинуть монетку.» Крайне необычно слышать такое утверждение Линча, поскольку портфельные менеджеры обычно оцениваются по результатам краткосрочной доходности. Тем не менее, Линч строго придерживался своей философии, добавляя: «Когда мы говорим о самом насущном навыке на рынке, то этим навыком будет не умение слушать, а умение храпеть. Хитрость состоит не в том, чтобы научиться доверять своему внутреннему чувству, а в том, чтобы стать достаточно дисциплинированным для того, чтобы полностью его игнорировать. Держитесь за свои акции до тех самых пор, пока фундаментальные показатели компании не изменились.»

Подводя итоги

Линч твердо верил, что рядовой инвестор может обыграть профессионалов с Уолл-Стрит. Он рекомендовал инвестировать только в то, что вы можете понять и в обязательном порядке проанализировать. Согласно Линчу, выбирая отличные компании с сильными фундаментальными показателями по выгодным ценам, вы гораздо раньше наткнетесь на крупных победителей, чем их обнаружат профессиональные инвесторы. «Главная история остается по-прежнему весьма простой и никогда не заканчивается. Акции — это не лотерейные билеты. К каждой акции прилагается компания. Дела компании могут идти лучше или хуже. Если дела идут хуже, чем раньше, цена акции упадет. Если дела пойдут лучше, цена акции вырастет. Если вы владеете компаниями, которые постоянно увеличивают свои прибыли, у вас все будет хорошо.»

Рубрики:   Акции, Глава 5

Комментарии

Извините комментарии закрыты