Обеспеченные ипотечные облигации (CMO)
Ипотечные облигации, выпущенные в виде «проходной» бумаги, предлагают инвестиции, которые имеют надежность облигаций, но при этом предлагают более высокую процентную ставку. В отличие от других облигаций, преждевременное погашение заемщиками лежащих в основе ипотечных облигаций ипотечных кредитов и, соответственно, выплата основного долга по этим облигациям может произойти когда угодно, что привносит нотку неопределенности в ваши инвестиции. Обеспеченные же ипотечные облигации (CMO) являются инструментом, который сделает условия ваших инвестиций более надежными.
Что такое обеспеченные ипотечные облигации?
Слово «ипотечные» в названии этих облигаций относится к закладным на дома, которыми обеспечиваются эти ценные бумаги. Так же как и у других бумаг подобного рода — «Джинни Мей», «Фредди Мак» и прочих — доходность CMO зависит от качества ипотечных кредитов, которые переданы выдавшими кредиты банками некой промежуточной компании. Эта компания «упаковывает» эти кредиты в отдельные ценные бумаги, которые могут быть проданы инвесторам. Процентные выплаты и выплаты тела ипотечного кредита проходят весь путь от заемщика-домовладельца в банк, оттуда в промежуточную компанию, а из нее — к конечному инвестору. Именно поэтому подобные ипотечные облигации называют «проходными» ценными бумагами.
Выплаты по другим типам «проходных» ценных бумаг зависят от того, как хорошо и как вовремя заемщик осуществляет платежи по своему ипотечному кредиту. CMO фундаментально отличаются в этом плане тем, что они зависят не от одного ипотечного кредита, а от целого пула ипотечных кредитов, которые разделены по категориям в зависимости от даты их погашения. Поступая таким образом, эмитенты CMO пытаются ограничить неопределенность, которая возникает в случае преждевременного погашения ипотечных кредитов. Эта неопределенность доставляет изрядные неприятности инвесторам в «проходные» ценные бумаги в ситуации, когда процентные ставки снижаются, а именно в такой ситуации происходит большинство преждевременных погашений ипотечных кредитов. Кроме этого, CMO снижает уровень риска дефолта по облигациям, распределяя его среди большого количества инвесторов.
Выплаты по другим типам «проходных» ценных бумаг зависят от того, как хорошо и как вовремя заемщик осуществляет платежи по своему ипотечному кредиту.
Пулы ипотечных кредитов, которые лежат в основе CMO, разделяются на отдельные категории, именуемые траншами, в зависимости от графика погашения этих кредитов. На основе каждого из этих траншей затем выпускаются облигации, каждые из которых имеют разные даты погашения и процентные ставки. Обычно CMO выпускаются со сроками обращения в 2, 5, 10 и 20 лет. Процентные выплаты по полам ипотечных кредитов выплачиваются держателям облигаций по каждому траншу, в то время как выплата основного долга вначале осуществляется для держателей облигаций с самым коротким сроком обращения (первого транша).
CMO имеют высокий рейтинг, поскольку они зачастую основываются на ипотечных кредитах, прогарантированных государством, или иных высококачественных кредитах, а следовательно несут в себе низкий риск дефолта.
CMO выпускаются Федеральной Корпорацией Ипотечного Жилищного Кредитования (FHLMC), корпорацией, спонсируемой федеральным правительством США, которая также выпускается и обычные «проходные» бумаги «Фредди Мак». CMO также выпускаются другими правительственными агентствами США и даже частными компаниями. Некоторые инвесторы владеют облигациями CMO до даты их погашения, некоторые продают и покупают их на вторичном рынке, где их цены изменяются в зависимости от изменения процентных ставок.
Облигации-компаньоны и облигации с запланированной амортизацией (PAC)
На основе обеспеченных ипотечных облигаций могут выпускаться специальные классы облигаций, которые либо повышают, либо понижают риски, внутренне присущие всем CMO. Тем самым инвесторам предоставляется возможность выбирать между повышенной надежностью и более высоким потенциальным доходом.
Облигации-компаньоны являются специальным классом CMO, на погашение которых направляются первые выплаты от преждевременного погашения ипотечных кредитов. Поскольку предварительные погашения обычно происходят в период снижения процентных ставок, скорость погашения облигаций-компаньонов изменяется вместе с процентными ставками. В результате облигации-компаньоны абсорбируют бóльшую часть риска преждевременного погашения, связанного с CMO, и в силу этого демонстрируют более высокую волатильность на вторичном рынке. Наградой инвестору за дополнительный риск выступает более высокая потенциальная доходность по этим облигациям.
С другой стороны, облигации с запланированной амортизацией (PAC) стараются снизить риск для инвесторов. Некоторая часть дохода, поступающая от пула ипотечных кредитов, направляется в так называемый амортизационный фонд — специальный счет, который используется для обеспечения выплат по облигациям PAC. Наличие этого фонда делает соответствие действительного поведения этих облигаций ожидаемому более вероятным, за исключением крайних случаев, связанных с обвальным преждевременным погашением ипотечных кредитов. Взамен меньшего риска преждевременного погашения облигации PAC обычно предлагают более низкие процентные ставки, нежели другие классы CMO.
Стратегические размышления по поводу CMO
Даже сравнительно безрисковые облигации РАС могут упасть в цене в случае обвального падения процентных ставок.
Главным преимуществом CMO перед другими классами «проходных» ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, является защита от неопределенности преждевременного погашения, вызванной изменением процентных ставок. С бумагами типа «Джинни Мей» и «Фредди Мак» падение процентных ставок может привести к тому, что ипотечные кредиты, которые лежат в основе вашей облигации, будут выплачены значительно раньше окончательного срока, что в свою очередь сильно уменьшит срок вашей инвестиции и сократит её общую доходность. CMO предлагают инвестору определенную степень защиты от этой неопределенности, которая позволяет доходу по этим бумагам быть более надежным, нежели доходы от других «проходных» бумаг. Эта защита, конечно, не является непробиваемой. Даже сравнительно безрисковые облигации РАС могут упасть в цене в случае обвального падения процентных ставок, которое приведет к аналогичному массовому преждевременного погашению ипотечных кредитов.
CMO обычно получают рейтинги уровня ААА, в основном из-за того, что они имеют в своей основе облигации правительственных агентств США. Другим преимуществом CMO является низкий минимальный порог владения. Минимальная сумма инвестиций в CMO может составлять всего 1000 долларов, в то время как инвестиции в иные «проходные» ценные бумаги начинаются от 25 000 долларов.
Из-за своей относительной защищенности от преждевременного погашения ипотечных кредитов CMO предлагают инвесторам более низкую доходность, нежели другие «проходные» ценные бумаги. Тем не менее, эта доходность будет все же выше, нежели доходность по иным классам бумаг с фиксированной ставкой, таким как казначейские облигации. Риск дефолта по CMO также низок.
Несмотря на то, что доходы по CMO облагаются налогом по обычной ставке, можно учитывать эти инструменты на счетах с отсроченным налогообложением. Кроме всего вышеперечисленного, необходимо учитывать, что как и любые другие инструменты с фиксированным доходом, CMO предоставляет инвестору крайне низкую степень защиты от губительного влияния инфляции.
Подходят ли они вам?
CMO являются облигациями, обеспеченными пулами ипотечных кредитов, структурированных таким образом, чтобы минимизировать воздействие преждевременного погашения ипотечных кредитов на инвестиционную доходность. Специальные классы CMO, такие как облигации-компаньоны и облигации с запланированной амортизацией, позволяют увеличить или снизить риск преждевременного погашения (равно как и увеличить или снизить потенциальную доходность) для конечного инвестора. Хотя CMO приносят инвестору более низкую доходность нежели иные «проходные» бумаги, они, тем не менее, обыгрывают такие инвестиционные инструменты, как казначейские облигации.
Извините комментарии закрыты