Отчет о прибылях и убытках

Изучение основ бухгалтерского учета — не самое приятное в жизни занятие. Однако умение интерпретировать финансовую отчетность компании критически важно для понимания того, насколько хорошо чувствует себя компания и насколько справедливо оценены её акции.

В предыдущем разделе мы рассматривали базовые понятия финансовой отчетности. В этом и двух следующих разделах мы попытаемся глубже разобраться в каждом из важнейших финансовых отчетов: отчете о прибылях и убытках, балансовом отчете и отчете о движении денежных средств. Разделы 304 и 305 помогут вам научиться использовать каждый из этих отчетов для получения картины финансового здоровья компании и её показателей.

Отчет о прибылях и убытках, также называемый отчетом доходов и расходов, подводит итоги операций компании за выбранный период.

Отчет о прибылях и убытках, также называемый отчетом доходов и расходов, подводит итоги операций компании за выбранный период. Он показывает, сколько компания заработала (выручка), сколько потратила (издержки) и сколько составляет разница между этими двумя показателями (прибыль). Получила ли компания прибыль за этот период? Улучшила ли она показатели своего бизнеса за истекший год? Обо всём этом и многом другом расскажет вам отчет о прибылях и убытках.

Сейчас мы пройдёмся по различным компонентам отчёта и покажем, как они могут отличаться у разных компаний.

Выручка

Хотя отчеты о прибылях и убытках у разных компаний из разных отраслей могут вцелом выглядеть по-разному, почти все они начинаются с показателя выручки компании за отчетный период. Выручка (которую также иногда называют «продажами») представляет собой количество денег, которое заработала компания, продавая свою продукцию или оказывая свои услуги. (Банки и некоторые другие финансовые институты имеют процентный доход и технически ничего не «продают», поэтому их отчет о прибылях и убытках выглядит по-другому.)

Выручка представляет собой количество денег, которое заработала компания, продавая свою продукцию или оказывая свои услуги.

В зависимости от природы потока доходов компании, она будет вести учет выручки одним из нескольких способов. Когда вы покупаете DVD в сети магазинов Best Buy, эта компания отражает выручку в тот момент, когда вы передаёте компании свои деньги или кредитную карточку и уходите со своей покупкой. А, к примеру, страховые компании отражают выручку от страховых премий равномерно по всему периоду, в течение которого действует страховой полис. Всегда проверяйте политику компании по отражению выручки; она обычно указывается в сносках к финансовым отчетам.

Издержки

Для того, чтобы зарабатывать деньги, компания должна тратить деньги. Затраты на изготовление и продажу товаров или организацию и маркетинг услуг формируют издержки компании. Издержки обычно группируются по типу затрат.

Прямые издержки.

Также известны как производственная себестоимость, стоимость продаж или стоимость проданных товаров. Представляют собой все затраты, прямым и непосредственным образом вовлечённые в производство товаров или услуг, которые продаёт компания. Сюда входит сырье, товары для перепродажи, стоимость содержания оборудования и завода, заработная плата рабочих, занятых на производстве. Если для компании Best Buy приобретённый вами DVD стоил 9 долларов, эти 9 долларов являются для компании прямыми издержками. Стоимость стали и резины, которые Harley-Davidson должен приобрести для  для производства мотоциклов, также попадут в категорию прямых издержек.

Сбытовые, общие и административные издержки.

Эта категория издержек состоит из нескольких типов. Сбытовые издержки − это издержки, понесённые при организации продажи товаров компании. Сюда входят затраты на маркетинг и бонусы торговым представителям. Общие и административные издержки представляют собой львиную долю накладных расходов на ведение бизнеса. Сюда относятся, к примеру, заработные платы сотрудников отела персонала или финансов, стоимость содержания офисных зданий, стоимость канцелярских товаров и тому подобное.

Износ и амортизация.

Когда компания приобретает какой-либо актив, который она собирается использовать в течение какого-либо продолжительного периода времени, к примеру − станки или производственные здания, стоимость такого актива не отображается в отчете о прибылях и убытках единовременно. Вместо этого компания списывает на издержки стоимость этого актива постепенно в течение ожидаемого срока полезной жизни этого актива. Такое отображение затрат соответствует нормальному износу и порче зданий или оборудования по мере их службы.

Износ и амортизация являются неденежными затратами.

Амотризация практически соответствует износу, но относится к нематериальным активам, то есть такми активам, которые не имеют физического вида, к примеру − брэндам или торговым знакам. Весьма часто износ и амортизация включаются в другие разделы издержек, которые мы уже упомянули, и в некоторых отчетах вы можете не увидеть их в качестве отдельного раздела. Но в отчете о движении денежных средств, еще одном ключевом финансовом отчете, суммы износа и амортизации всегда отображаются, хотя иногда и слитно.

Стоит отметить, что износ и амортизация являются неденежными затратами. Неденежные доходы и затраты будут рассмотрены ниже в данном разделе.

Прочие операционные издержки.

Некоторые компании используют этот раздел, чтобы спрятать под видом единовременных затрат обычные ежегодные издержки.

Сюда попадают все издержки, относящиеся к основной деятельности компании и не отраженные ни в одной из вышеперечисленных категорий. Зачастую сюда попадают различные единовременные издержки или бухгалтерские «бумажные» приросты стоимости. На эти издержки стоит обратить особо пристальное внимание. Некоторые компании используют этот раздел, чтобы спрятать под видом единовременных затрат обычные ежегодные издержки. Также туда могут относится издержки на реорганизацию, к которым относятся затраты на закрытие фабрик или, к примеру, частичное увольнение персонала. Также в этот раздел могут попадать и списанная активов, которые зачастую означают, что менеджмент заплатил слишком высокую цену за какой-либо актив или слишком много инвестировал в убыточный бизнес.

Процентные доходы и расходы.

Для того, чтобы привлечь средства на покупку необходимых для ведения бизнеса активов, компания может выпустить долговые обязательства. В большинстве случаев компания должна платить процент за пользование такими деньгами. И наоборот, если у компании слишком много свободных средств, она может их куда-либо инвестировать, получая за это процентные платежи. В отчете о прибылях и убытках вы можете встретить процентные доходы и расходы отображенные отдельно или же отображенные в итоговом виде, как чистые процентные расходы или как чистые процентные доходы.

Налоги.

Компании платят налоги государству, так же как и обычные люди. Для компаний, которые работают с прибылью, налоги фигурируют отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках.

Важные расчётные показатели отчета о прибылях и убытках

После того, как мы рассмотрели важнейшие базовые разделы отчета о прибылях и убытках, давайте поговорим о расчётных показателях, самые важные из которых обязательно присутствуют в каждом из отчетов.

Валовая прибыль.

Иногда вы можете и не встретить его в некоторых отчетах, но его крайне легко вычислить самому. Надо лишь вычесть прямые издержки из выручки. Валовая прибыль показывает, сколько денег компания получает от продажи товаров или услуг. Если вы купили в Best Buy диск за 12 долларов, а Best Buy купил этот диск у поставщика за 9 долларов, то валовая прибыль Best Buy составит 3 доллара или 25% от продажной цены.

Операционная прибыль или операционный доход.

Операционная прибыль также часто означается аббревиатурой EBIT, или «прибыль до процента и налогов», поскольку последние категории издержек не считаются «операционными»

По мнению некоторых данный показатель является лучшим измерителем качества работы компании. Он вычисляется путём вычитания из выручки прямых издержек и всех операционных затрат (сбытовых, общих, административных издержек, износа и амортизации, прочих операционных издержек). Операционная прибыль измеряет прибыль (или, в случае плохо работающей компании, убыток), которую компания способна получить от своих основных операций. Операционная прибыль также часто означается аббревиатурой EBIT, или «прибыль до процента и налогов», поскольку последние категории издержек не считаются «операционными».

Чистая прибыль.

Чистая прибыль весьма плохо отражает денежный поток компании.

Это та прибыль, которая остаётся компании после того, как были учтены все издержки. Чистая прибыль также часто называется «итоговой цифрой» компании. Многие управленцы и аналитики с Уолл-Стрит часто упоминают этот показатель, но всегда помнят, что многие вещи, в частности единовременные доходы или списанная, могут значительно исказить этот показатель. Также чистая прибыль весьма плохо отражает денежный поток компании. Так что хотя этот показатель важен, не стоит только на нём фокусировать свое внимание, считая его единственно важным.

Прибыль на акцию.

Прибыль на акцию, или коэффициент  EPS, это чистая прибыль, делённая на средневзвешенное число акций в обращении. (Это число акций также приводится в каждом отчете о прибылях и убытках.) На значении EPS аналитики фокусируются больше всего, поскольку это и есть то, что заработали акционеры. Этот показатель может быть крайне полезным, но не надо рассматривать его в отрыве от остальной финансовой информации.

На значении EPS аналитики фокусируются больше всего, поскольку это и есть то, что заработали акционеры.

В отчете о прибылях и убытках вы без сомнения заметите, что показатель EPS вычисляется двумя способами: базовым и с учетом размытия. Разница между этими способами в используемом числе акций. Базовый тип вычисления использует в качестве знаменателя действительное число выпущенных акций. Расчёт с учетом размытия принимает во внимание также и те ценные бумаги, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции в будущем. Такими ценными бумагами могут являться опционы, принадлежащие менеджменту, или ранее выпущенные конвертируемые облигации. Использование расчета с учетом размытия более информативно, поскольку если ценные бумаги все-таки будут конвертированы в акции ваша доля в компании станет пропорционально меньше и вам будет причитаться меньшая доля чистой прибыли.

Бухгалтерский учет по методу начисления

Скорее всего вы были или являетесь подписчиком какой-либо газеты или журнала. В большинстве случаев стоимость подписки всех выпусков за год уплачивалась единовременно, при оформлении подписки. Однако, когда издательство получало от вас стоимость годовой подписки, оно не могло сразу же отразить в своём учете всю полученную сумму в качестве своей выручки.

Указанный пример отражает концепцию учета по методу начисления, методу ведения бухгалтерского учета, обязательного для всех публично торгуемых компаний в США. Учет по начислению требует признавать выручку и затраты в том периоде, в котором они произошли. К примеру, учет по начислению признаёт выручку в том периоде, в котором компания фактически продала свои товары или оказала свои услуги. В случае с подпиской издательство должно отражать в учете выручку равномерно в течение всего срока подписки, по мере выпуска очередных номеров. Таким образом, несмотря на получение денежных средств, издательство может отразить выручку на много недель, а то и месяцев, позже.

Учет по начислению признаёт выручку в том периоде, в котором компания фактически продала свои товары или оказала свои услуги.

Учет по методу начисления также применяется для отражения приобретения и использования оборудования или сооружений. Когда компания приобретает актив, она не списывает сразу всю стоимость такого актива на свои издержки. Компания отражает стоимость этого актива на своём балансе, а затем, каждый год отражает часть стоимости этого актива в отчете о прибылях и убытках в качестве расходов на износ и амортизацию.

Амортизация, отражающая нормальный износ и старение актива (также, как ваша машина стареет и изнашивается год от года), уменьшает бухгалтерскую стоимость этого актива каждый год (также, как ваша машина каждый год теряет в цене). Обратите внимание, что износ не является денежным видом издержек, поскольку денежные расходы уже были понесены в момент покупки актива и уже отражены на балансе компании.

Учет по методу начисления позволяет соотносить выручку и издержки по периодам их возникновения, тем самым давая наиболее объективную картину положения дел в компании. Как вы уже видели, поступление денег не всегда означает немедленную выручку, а расход денег не всегда означает немедленные издержки. Всегда помните об этом при анализе отчета о прибылях и убытках компании.

Подводя итоги

В этом разделе мы заложили основы того, как следует интерпретировать цифры отчета о прибылях и убытках для определения прибыльности компании. А как уже отмечалось, прибыльность компании − важнейший вопрос в процессе принятия решения становиться или нет совладельцем такой компании.

Рубрики:   Акции, Глава 3

Комментарии

Извините комментарии закрыты